Философия дзюдо
Дзюдо не только искусство борьбы, но и мощная философская концепция. Её основатель мастер Дзигоро Кано разработал теорию «созидательной энергии» и наиболее эффективного использования силы разума и тела.
Дзигор Кано воспринимал дзюдо как путь, которому ученик посвящает всю свою жизнь (слово «дзю» переводится как «мягкий», а «до» — как «путь»). Его система обучения представляет собой тренировку ума, тела и духа не только в целях самосовершенствования одного человека, но и для улучшения общества в целом.
Основные принципы
Один из основных принципов боевого искусства дзюдо: «сэйрёку дзэнё». Под этим термином понимается максимально разумное использование своей энергии. Появилась эта концепция ещё на этапе создания школы Кодокан в конце XIX века.
Идеологи дзюдо считают, что:
- практикующий должен обязательно иметь цель своего развития и добиваться её с приложением всех своих сил;
- не одна часть тела не должна получать избыточной нагрузки;
- нельзя концентрироваться исключительно на физической тренировке, нужно развиваться и в интеллектуальной сфере.
«Дзита кёэй» – ещё один принцип новой техники борьбы и самосовершенствования. Речь идёт о взаимопомощи, уступках для достижения взаимного процветания. Этот принцип идеально подходит для взаимоотношений в группе. Подавляется природный эгоизм человека, и развитие учеников идёт быстрее. Настоящий дзюдоист стремится помогать другим и совершать добрые дела.
Принцип взаимной выгоды нашёл своё воплощение в практике Рандори и Ката. Пока один партнёр делает броски, второй – учиться падать. Никто не проявляет свой эгоизм, не стремится к выгоде для себя и все идут к саморазвитию.
Дзюдо – это искусство повседневного самосовершенствования не только в одиночку, но и в группе учеников-дзюдоистов. Долг каждого также слушаться своего учителя и не допускать неуважения к другим практикующим. Ученики не могут предаваться вредным привычкам или вести нездоровый образ жизни.
Кодекс чести дзюдоиста
Японское боевое искусство также наследует принципы самураев. Кодекс чести дзюдоиста требует, чтобы ученик был вежлив, смел, искренен, честен, скромен, верен своему делу.
Дзюдоист должен:
- контролировать себя во всех сферах и проявлять уважение к людям;
- проявлять инициативу и действовать;
- уметь вовремя останавливаться;
- изучать противника и его сильные или слабые стороны;
- соблюдать золотую середину между крайностями (радостью и грустью, физическим истощением и ленью и другими).
Историю дзюдо невозможно представить без этого набора философских правил поведения для повседневной жизни. В самом начале пути даётся клятва, в которой ученик берёт на себя обязательство учиться и не бросать спорт, а также хранить секреты учения.
Философская концепция дзюдо позволяет закалить характер и не ломаться вследствие поражений. Ученик должен сохранять терпение и неуклонно продвигаться вперёд к поставленной цели.